© 2025 НПИ «1 Экологический»

Ответим на звонок в любое время
Работаем во всех регионах России

Рекультивация несанкционированной свалки

Рекультивация несанкционированной свалки

Рекультивация несанкционированной свалки – комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности восстанавливаемых территорий, а также на улучшение окружающей среды. Кроме полигонов, на практике встречается большое количество неусовершенствованных (несанкционированных) свалок, которые устраивались и эксплуатировались без выполнения каких-либо требований органов санэпиднадзора и охраны природы.

Цель проекта рекультивации — восстановить земли до состояния, пригодного для их использования по целевому назначению.

Направления рекультивации определяют дальнейшее целевое использование рекультивируемых территорий в народном хозяйстве.

Сельскохозяйственное направление рекультивации закрытых полигонов осуществляется в случае расположения полигона в зоне землепользования того или иного сельскохозяйственного предприятия. Оно имеет целью создание на нарушенных в процессе заполнения полигона землях, пахотных и сенокосно-пастбищных угодий, площадей для поливного высокопродуктивного овощеводства, коллективного садоводства. При осуществлении сельскохозяйственного направления рекультивации выращивание овощей и фруктов, а также коллективное садоводство допускается через 10-15 лет, создание сенокосно-пастбищных угодий — через 1-3 года после закрытия полигона.

Лесохозяйственное направление рекультивации – создание на нарушенных полигонами землях лесных насаждений различного типа. Лесоразведение предусматривает создание и выращивание лесных культур мелиоративного, противоэрозионного, полезащитного, ландшафтно-озеленительного назначения.

Строительное направление рекультивации закрытых полигонов – приведение территории закрытого полигона в состояние, пригодное для промышленного и гражданского строительства. Строительное направление осуществляется двумя способами: строительство объектов на территории закрытого полигона без вывоза свалочного грунта и с вывозом свалочного грунта. Вопрос о капитальном строительстве на закрытых полигонах без вывоза свалочного грунта решается после проведения соответствующих исследований.

Гражданское строительство с подвальными помещениями (жилые здания, детские и лечебно-профилактические учреждения) на территории закрытого полигона без вывоза свалочного грунта не допускается. При вывозе свалочного грунта жилищное строительство может быть разрешено только после проведения соответствующих санитарно-бактериологических исследований.

Рекультивация несанкционированной свалки: состав ПД

В соответствии с Постановление № 800, проект рекультивации разрабатывается в следующем составе ПД:

«Пояснительная записка»

  • Описание исходных условий рекультивируемых земель, их площадь, месторасположение, степень и характер деградации земель;
  • Сведения об установленном целевом назначении земель и разрешенном использовании земельного участка, подлежащего рекультивации;
  • Сведения о нахождении земельного участка в границах территорий с особыми условиями.

«Эколого-экономическое обоснование рекультивации земель»

  • Экологическое и экономическое обоснование планируемых мероприятий и технических решений по рекультивации земель;
  • Описание требований к параметрам и качественным характеристикам работ по рекультивации земель

«Содержание, объемы и график работ по рекультивации земель»

  • Состав работ по рекультивации земель;
  • Описание последовательности и объема проведения работ по рекультивации земель;
  • Сроки проведения работ по рекультивации земель;
  • Планируемые сроки окончания работ по рекультивации земель.

«Сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель, консервации земель» содержит локальные и сводные сметные расчеты затрат по видам и составу работ по рекультивации земель, консервации земель. Такой раздел разрабатывается в случае осуществления рекультивации земель, консервации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В случае если при ликвидации накопленного вреда требуется прохождение государственной экологической экспертизы, в проект ликвидации включается раздел «Оценка воздействия на окружающую среду», на основании которого проводятся публичные слушания в рамках общественных обсуждений. Подробнее о разделе ОВОС можно узнать в данной статье.

Этапы разработки документации на проект рекультивации

На первом этапе разработки документации на ликвидацию ОНВОС проводится комплекс инженерных изысканий, включающий в себя:

  • инженерно-геодезические изыскания;
  • инженерно-геологические изыскания;
  • инженерно-гидрометеорологические изыскания;
  • инженерно-экологические изыскания.

На втором этапе разрабатывается проектная документация на ликвидацию ОНВОС. Работы по восстановлению участков проводят собственники земли или ответственные компании, деятельность которых привела к загрязнению территорий.  Рекультивация ведётся на основании проекта и включает два этапа:

  • Технический: планирование участка по секторам, перемещение грунта, мелиоративные, гидротехнические и другие типы работ. На этом этапе в рамках экологических изысканий для исследования берутся пробы грунта, фильтрата и воздуха. По результатам анализа в аккредитованной лаборатории даётся заключение о методах рекультивации.
  • Биологический: этап включает восстановительные мероприятия (агротехнические и фитомелиоративные), направленные на оздоровление почвы.

На завершающем этапе работу принимают ответственные организации, которым для проведения инспекции нужно предоставить пакет документов, включающий данные наблюдений и отчёт о выполненных мероприятиях.

План восстановительных работ разрабатывают исходя из рельефа, расположения пятна, а также количества и характеристик отходов. Мы выполним проект рекультивации несанкционированной свалки, стоимость услуги будет зависеть от способов обработки мусора (захоронение, выемка и депонирование на специальных полигонах, уничтожение на месте, фиксация).

Единых требований по рекультивации земель в России нет, поэтому восстановительные мероприятия проводят исходя из стандартных инженерных принципов.

  • Определяют степень опасности свалки.
  • Разрабатывают технологию обезвреживания грунта, фильтрата и биогаза.
  • Проводят противоэрозийные мероприятия.
  • Утилизируют, уничтожают, обезвреживают отходы.
  • Регулируют водяной обмен.
  • Создают гидрохимический барьер.
  • Снижают образование метана и других газов до нормы.

Наиболее эффективный метод — восстановление территорий биологическим способом, который позволяет вернуть экологический баланс участку с нарушенными землями. Основная задача биологического восстановления — сформировать рекультивационный слой, благоприятный для развития растений и циркуляции влаги.

На третьем этапе необходимо организовать и провести публичные слушания в рамках общественных обсуждений. Подробнее об этом можно узнать в отдельной статье.

На четвертом этапе требуется согласовать и утвердить разработанную документацию. Для этого необходимо:

  • прохождение государственной экологической экспертизы в Росприроднадзоре;
  • проверка достоверности определения сметной стоимости проектов ликвидации, осуществляемой.

Штрафы и ответственность

Несоблюдение требований к ликвидации ОНВОС влечет за собой административную и даже уголовную ответственность.

Административные штрафы (КоАП РФ, ст. 8.6, 8.7)

  • Для юридических лиц – от 200 000 до 400 000 руб.
  • Для должностных лиц – от 20 000 до 50 000 руб.
  • Для ИП – от 50 000 до 100 000 руб.

Уголовная ответственность (УК РФ, ст. 246, 247)

  • Причинение вреда здоровью или экологии – штраф до 500 000 руб. или лишение свободы до 5 лет.
  • Массовая гибель животных или растений – до 7 лет лишения свободы.

Кроме штрафов, нарушитель обязан провести ликвидацию ОНВОС за свой счет и возместить ущерб природе.

Актуальную информацию о штрафах можно уточнить на сайте Росприроднадзора.

Стоимость разработки

Стоимость разработки проекта нормативов допустимых сбросов зависит от количества выпусков сточных вод и других факторов: информация о наблюдении за качеством сбрасываемых сточных вод, информация о качестве природной воды водного объекта для определения фоновых концентраций веществ, гидрологическая характеристика водного объекта в точке сброса. 

Если вам требуется проект ликвидации ОНВОС, специалисты НПИ «1 Экологический» готовы предоставить комплексное сопровождение или выполнить отдельные этапы работы. Для получения дополнительной информации обращайтесь по телефону +7-961-458-41-61, электронной почте mail@1npi.ru или через форму обратной связи и мы свяжемся с Вами в кратчайшие сроки.

При разработке документации проект ликвидации ОНВОС осуществляется предварительная бесплатная консультация. На основании полученных данных определяются стоимость выполнения работы и срок разработки. Индивидуальный подход к каждому клиенту.

Для более точного определения цены рекомендуем заполнить следующую форму — опросный лист на проект ликвидации ОНВОС. Заполненный опросный лист высылайте на электронный адрес — mail@1npi.ru.

Если для заключения договора вам требуется проведение аукционной или тендерной процедуры, мы предлагаем профессиональные услуги по подготовке технического задания (ТЗ) и закупочной документации, обеспечивая соответствие требованиям законодательства и отраслевых стандартов. Наши специалисты разрабатывают детализированные и обоснованные документы, которые помогают провести закупочные процедуры эффективно и прозрачно. Мы учитываем все технические, экономические и правовые аспекты, чтобы минимизировать риски и оптимизировать условия контракта для заказчика.

Наши работы по разработке раздела ООС

Наша команда специалистов выполняет полный комплекс работ по разработке раздела ООС, включая детальную оценку воздействия объекта на окружающую среду и здоровье населения, выполняем расчеты рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и определяем оптимальные размеры СЗЗ в соответствии с санитарными требованиями.

Особое внимание уделяем разработке мероприятий по снижению негативного воздействия, включая предложения по озеленению, организации санитарных разрывов и внедрению природоохранных технологий. Наши специалисты готовят полный пакет документации для согласования в Роспотребнадзоре и других контролирующих органах.

Благодаря использованию современных методик расчета и актуального программного обеспечения, мы помогаем предприятиям обосновать оптимальные размеры СЗЗ, минимизировать площадь отводимых территорий и обеспечить соответствие санитарным нормам и правилам.

Наши клиенты:

  • ООО НТЦ «Вектор», 2018 год;
  • ООО «Меридиан-Юг», 2021 год;
  • ООО «Азимут», 2023 год;
  • ООО «Став Грант Строй», 2025 год.

Нормативная документация

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 г. № 800
  2. Земельный кодекс Российской Федерации
  3. Лесной кодекс Российской Федерации
  4. Методические указания МУ 2.1.7.730-99 «Гигиеническая оценка качества почвы населенных мест»
  5. Приказ МПР и экологии РФ № 417 от 07.07.2020 г. » Об утверждении правил использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добыче полезных ископаемых и перечня случаев использования лесов в целях осуществления геологичесого изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых без предоставления лесного участка с установлением и без установления сервитута.
  6. МПР и экологии РФ № 864 от 16.11.2021 года Об утверждении состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требования й формату проекта освоения лесов в форме электронного документа.
  7. ГОСТ Р 59057-2020 Охрана окружающей среды. Земли. Общие требования по рекультивации нарушенных земель.
  8. ГОСТ Р 59060-2020 Классификация нарушенных земель в целях рекультивации.
  9. ГОСТ Р 57446-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Наилучшие доступные технологии. Рекультивация нарушенных земель и земельных участков. Восстановление биологического разнообразия»
  10. ГОСТ 17.5.1.03-86 Охрана природы (ССОП). Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель
  11. Постановление правительства РФ № 1081 от 30.06.2021 Положение о федеральном государственном земельном контроле (надзоре).
  12. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (п. 2 ст. 38)
  13. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021)