ГРОНВОС (Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде)
ГРОНВОС (Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде) — это федеральная информационная система, содержащая сведения о территориях с экологическим ущербом, накопленным в результате прошлой хозяйственной деятельности. Включение объекта в ГРОНВОС является первым шагом для привлечения бюджетных средств на его ликвидацию и рекультивацию.
Согласно данным Министерства природных ресурсов РФ, на 2024 год в реестре содержится информация о более чем 3 500 объектах по всей стране. Процедура включения регулируется Постановлением Правительства № 1504 от 29.12.2022 и требует профессионального подхода.
Ключевые этапы включения объекта в ГРОНВОС
1. Подготовительный этап: выявление потенциального объекта
Перед подачей заявки на включение в ГРОНВОС необходимо:
- Провести предварительное обследование территории
- Собрать исторические данные о хозяйственной деятельности
- Определить потенциальные источники загрязнения
- Оценить масштабы возможного экологического ущерба
Эксперты Росприроднадзора рекомендуют начинать с анализа архивных материалов и данных экологического мониторинга.
2. Проведение комплексного экологического обследования
Для подтверждения статуса объекта накопленного вреда требуется:
- Отбор проб почвы, грунтовых и поверхностных вод
- Лабораторные исследования на содержание загрязняющих веществ
- Оценка степени деградации земель
- Анализ воздействия на здоровье населения
Стоимость таких исследований варьируется от 500 тыс. до 2 млн рублей в зависимости от площади объекта.
3. Подготовка пакета документов для включения в ГРОНВОС
Основные документы включают:
- Заявление установленной формы
- Заключение о наличии накопленного вреда
- Картографические материалы
- Результаты лабораторных исследований
- Расчет размера вреда окружающей среде
Критерии включения объектов в ГРОНВОС
Согласно законодательству, в реестр включаются объекты, соответствующие хотя бы одному из критериев:
- Наличие загрязнения почв и водных объектов
- Деградация земель и растительного покрова
- Негативное воздействие на здоровье населения
- Отсутствие ответственных лиц за причиненный вред
Особое внимание уделяется объектам с **источниками повышенной опасности**, таким как:
- Бывшие промышленные площадки
- Несанкционированные свалки
- Заброшенные хранилища отходов
- Территории бывших военных объектов
Стандартные сроки рассмотрения**
- 30 дней — на проверку полноты документов
- 90 дней — на принятие решения о включении
- 10 дней — на внесение в реестр
Штрафы и ответственность
После включения объекта в реестр:
- Утверждается план ликвидационных работ
- Определяются источники финансирования
- Устанавливаются сроки выполнения мероприятий
- Организуется экологический мониторинг
За невыполнение мероприятий предусмотрена административная ответственность по статье 8.5 КоАП РФ (штрафы до 500 тыс. рублей для юридических лиц).
Стоимость разработки
Стоимость разработки проекта нормативов допустимых сбросов зависит от количества выпусков сточных вод и других факторов: информация о наблюдении за качеством сбрасываемых сточных вод, информация о качестве природной воды водного объекта для определения фоновых концентраций веществ, гидрологическая характеристика водного объекта в точке сброса.
Если вам требуется проект ликвидации ОНВОС, специалисты НПИ «1 Экологический» готовы предоставить комплексное сопровождение или выполнить отдельные этапы работы. Для получения дополнительной информации обращайтесь по телефону +7-961-458-41-61, электронной почте mail@1npi.ru или через форму обратной связи и мы свяжемся с Вами в кратчайшие сроки.
При разработке документации проект ликвидации ОНВОС осуществляется предварительная бесплатная консультация. На основании полученных данных определяются стоимость выполнения работы и срок разработки. Индивидуальный подход к каждому клиенту.
Для более точного определения цены рекомендуем заполнить следующую форму — опросный лист на проект ликвидации ОНВОС. Заполненный опросный лист высылайте на электронный адрес — mail@1npi.ru.
Если для заключения договора вам требуется проведение аукционной или тендерной процедуры, мы предлагаем профессиональные услуги по подготовке технического задания (ТЗ) и закупочной документации, обеспечивая соответствие требованиям законодательства и отраслевых стандартов. Наши специалисты разрабатывают детализированные и обоснованные документы, которые помогают провести закупочные процедуры эффективно и прозрачно. Мы учитываем все технические, экономические и правовые аспекты, чтобы минимизировать риски и оптимизировать условия контракта для заказчика.
Наши работы по разработке раздела ООС
Наша команда специалистов выполняет полный комплекс работ по разработке раздела ООС, включая детальную оценку воздействия объекта на окружающую среду и здоровье населения, выполняем расчеты рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и определяем оптимальные размеры СЗЗ в соответствии с санитарными требованиями.
Особое внимание уделяем разработке мероприятий по снижению негативного воздействия, включая предложения по озеленению, организации санитарных разрывов и внедрению природоохранных технологий. Наши специалисты готовят полный пакет документации для согласования в Роспотребнадзоре и других контролирующих органах.
Благодаря использованию современных методик расчета и актуального программного обеспечения, мы помогаем предприятиям обосновать оптимальные размеры СЗЗ, минимизировать площадь отводимых территорий и обеспечить соответствие санитарным нормам и правилам.
Наши клиенты:
- ООО НТЦ «Вектор», 2018 год;
- ООО «Меридиан-Юг», 2021 год;
- ООО «Азимут», 2023 год;
- ООО «Став Грант Строй», 2025 год.
Нормативная документация
- Градостроительный кодекс Российской Федерации.
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
- Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
- Приказ Госкомэкологии России от 16 мая 2000 года N 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации».
- 51.13330.2011 Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003.
- Сборник разъяснений по применению сборника цен и справочников базовых цен на проектные работы для строительства (Вопросы и ответы). Москва 2009.