© 2025 НПИ «1 Экологический»

Ответим на звонок в любое время
Работаем во всех регионах России

Разработка раздела ОВОС (Оценка воздействия на окружающую среду)

Разработка раздела ОВОС (Оценка воздействия на окружающую среду)

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) — процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий. ОВОС представляет собой документ, комплексно описывающий все виды воздействия предприятия, хозяйствующего субъекта на окружающую среду.

ОВОС имеет важное значение, так как проводится при разработке всех альтернативных вариантов проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность. ОВОС не только определяет возможные негативные воздействия, но и разрабатывают комплекс мер по их минимизации.

При проведении оценки воздействия на окружающую среду необходимо исходить из потенциальной экологической опасности любой деятельности (принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности).

Разработка проекта ОВОС крайне необходима для снижения или полной нейтрализации негативных факторов, проявляющихся в результате работы промышленных объектов. В процессе разработки проекта ОВОС проводится глубокий и всесторонний анализ воды, почвы и воздуха. Кроме того, территория исследуется на историческую и природную уникальность.

ОВОС и ООС

Отличие раздела ОВОС от раздела ООС заключается в том, что разработка проекта ОВОС проводится на предпроектной стадии с целью обоснования инвестиций в строительство с учетом возможных негативных воздействий на окружающую среду при строительстве/реконструкции объектов, а разработка проекта ООС осуществляется как обязательный раздел проектной документации в ходе ее разработки для строительства/реконструкции зданий и сооружений и содержит комплекс мероприятий по сохранению экологической безопасности территории.

Раньше материалы ОВОС составлялись по принципу сокращенного копирования ПМООС. Теперь, с выходом приказа № 999, требования к материалам ОВОС отличаются от ПМООС.

Особенно четко составлены требования к техническому заданию на ОВОС, к уведомлениям о проведении общественных обсуждений предварительных материалов ОВОС, а также непосредственно к составу материалов ОВОС в их окончательном виде.

При этом проработаны отдельные требования для материалов оценки воздействия на окружающую среду по различным особым территориям и ситуациям. Отдельно существуют требования к материалам ОВОС, которые пойдут на государственную экологическую экспертизу.

Особое внимание уделяется организации и проведению общественных обсуждений, дается конкретный список информации, которая должна быть отражена в протоколах обсуждений, в опросных листах, в журналах учета замечаний и предложений общественности.

Необходимость проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) установлена статьей 32 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г.

Основные принципы ОВОС (согласно разд.II Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ (далее — Положение), утвержденного Приказом Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 г. № 372):

  • предотвращение потенциальной экологической опасности;
  • проведения государственной экологической экспертизы;
  • недопущение (предупреждение) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду;
  • оценка альтернативных вариантов строительства или хозяйственной деятельности;
  • анализ и учит экологических и иных последствий;
  • рассмотрение альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности, а также «нулевого варианта» (отказ от деятельности);
  • учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы.

Основные задачи ОВОС:

  • Выявление и анализ всех возможных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду территории реализации проекта намечаемой деятельности.
  • Прогноз и оценка возможных изменений окружающей среды, которые могут произойти вследствие оказанных негативных воздействий в результате осуществления намечаемой деятельности.
  • Предсказание и упорядочение по значимости экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий.
  • Учет в подготавливаемых хозяйственных решениях возможных последствий их реализации.

Информирование и участие общественности в процессе ОВОС

Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения ОВОС, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством.

В соответствии с п.п.4.1 Положения информирование и участие общественности осуществляется на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с нормами Положения и иными нормативными правовыми документами в установленном порядке.

Результаты ОВОС

Результатом проведения ОВОС является информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ним социальных, экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий.

Результаты ОВОС предоставляются при прохождении госэкспертизы, в соответствии с требованиями п.25 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

На основании проекта ОВОС выдаются санитарно-эпидемиологические заключения в соответствии с:

  • Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 г. № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок»;
  • Приказом Роспотребнадзора от 12.08.2010 г. № 309 «О внесении изменений в приказ Роспотребнадзора от 19.07.2007 г. № 224».

Результаты ОВОС отражаются в составе проектной документации, в разделе «Мероприятия по охране окружающей среды», в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87.

Цель проведения ОВОС

Оценка воздействия на окружающую среду проводится с целью предотвращения деградации окружающей среды, восстановления нарушенных в результате хозяйственной деятельности природных систем, обеспечения сбалансированности намечаемой хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий для жизни людей, выработке мер, снижающих уровень экологической опасности намечаемой деятельности, и служит основой для принятия решений об осуществлении того или иного проекта.

В результате разработки ОВОС определяется степень экологического риска планируемой хозяйственной деятельности. Установление уровня экологического риска основано на выявлении устойчивости природной среды к воздействиям (по отдельным компонентам и экосистеме в целом) в периоды нормального режима эксплуатации объекта реализации и аварийных ситуаций.

Этапы разработки раздела ОВОС

Этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду определяются в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 1 декабря 2020 года № 999.

Первый этап. Уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду. Информирование общественности.

В ходе первого этапа выполняются следующие виды работ:

1. Уведомление органов власти о намерении начать работу по оценке воздействия на окружающую среду, предоставление предварительной обосновывающей документации.

2. Подготовка материалов по предварительной оценке воздействия, составление проекта технического задания.

3. Рассылка предварительных материалов оценки воздействия и проекта технического задания. Производится в специально уполномоченные органы по охране окружающей среды местного, регионального или федерального уровней (для объектов федеральной экспертизы).

4. Организация процесса общественных обсуждений. Создание рабочей группы по организации и проведению общественных обсуждений.

В результате проведения заседаний рабочих групп (до проведения общественных обсуждений) рассматривается и утверждается:

  • Порядок и мероприятия по проведению общественных обсуждений проекта технического задания;
  • Определение мест размещения и общего доступа проекта технического задания и предварительной оценки воздействия объекта;
  • Определение ответственных за прием, регистрацию и учет замечаний и предложений заинтересованных сторон, определение способа предоставления ответов на замечания и предложения,
  • Утверждение перечня официальных изданий, в которых размещается уведомление-объявление о начале процедуры оценки воздействия на окружающую среду, о проведении общественных обсуждений проекта технического задания;
  • Период приема замечаний и предложений (составляет не менее 30 дней);
  • Период предоставления ответов на замечания и предложения (ориентировочно 14 дней);
  • Дата предоставления утвержденного технического задания, откорректированного по результатам обсуждений.

5. Информирование общественности. Осуществляется на всех этапах обсуждения материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

6. Организация работы общественных приемных, размещение в них комплекта документов по оценке воздействия.

В комплект документов входит: предварительная оценка материалов по оценке воздействия, проект технического задания, распоряжения (постановления) органов власти, протоколы заседания рабочих групп, журналы для учета общественного мнения. Общественные приемные работают на всем протяжении процесса оценки воздействия.

7. Общественные обсуждения проекта технического задания.

Рассмотрение общественностью предоставленных материалов, прием замечаний и предложений. По результатам общественных обсуждений заказчику передаются замечания и предложения для подготовки ответов. В этот же период заказчиком принимаются замечания от уполномоченных органов в сфере природопользования.

8. Подведение итогов общественных обсуждений проекта технического задания.

В этот период заказчик вносит корректировки в проект технического задания по результатам замечаний и предложений. После этого рабочая группа проводит заседание. Где рассматривается откорректированный вариант технического задания, подводит итоги заседания, согласовывает итоговую версию технического задания. Техническое задание, прошедшее общественные обсуждения, согласованное рабочими группами, подписанное заказчиком и исполнителем работ, размещается в средствах массовой информации и в открытых общественных приемных. В приемных также размещаются журналы учета общественного мнения с ответами специалистов, протоколы заседаний рабочих групп.

Содержание ТЗ на разработку ОВОС и обосновывающую документацию:

  • Общее описание намечаемой деятельности;
  • Цели ее реализации;
  • Возможные альтернативы;
  • Описание условий ее реализации;
  • Другая информация, предусмотренная действующими нормативными документами.

Второй этапПроведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на основе технического задания, прошедшего общественные обсуждения.

В ходе второго этапа выполняются следующие виды работ:

  1. Исполнителем проводятся исследования по оценке воздействия на окружающую среду, в ходе которых определяются характеристики деятельности, проводится анализ территории, выявляются возможные воздействия на окружающую среду и проводится их оценка, определяется перечень мероприятий, которые способны уменьшить либо предотвратить негативное воздействие, проводится оценка значимости остаточных воздействий на ОС и возможные последствия, рассматриваются варианты отказа от деятельности, разрабатываются предложения по мероприятиям программы ПЭК, разрабатываются рекомендации по проведению послепроектного анализа деятельности (по желанию заказчика). Полная формулировка вышеперечисленных работ содержится в п. 4.4 Приказа Минприроды РФ от 1 декабря 2020 года № 999.
  2. В ходе проработок отдельных вопросов могут проводиться встречи с органами власти, печататься материалы в средствах массовой информации. От общественных организаций, жителей принимаются и оформляются в журналах учета в открытых приемных предложения, замечания, комментарии, которые учитываются при разработке предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

Третий этапПроведение общественных обсуждений и слушаний (если таковые проводятся) по предварительному варианту материалов по оценке воздействия на окружающую среду объекта. Подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

В ходе третьего этапа выполняются следующие виды работ:

  1. Размещение материалов по оценке воздействия на окружающую среду в общественных приемных и ознакомление общественности с материалами в течение не менее 30 дней с даты публикации объявления о доступности предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
  2. Проведение общественных обсуждений и слушаний (если таковые проводятся).
  3. Ознакомление заказчика с предложениями и замечаниями, принятых от общественных организаций и граждан.
  4. Доработка материалов по оценке воздействия по замечаниям и предложениям (в течение 30-ти дней после окончания общественных обсуждений и слушаний (если таковые проводятся).
  5. Утверждение окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду. Обеспечение доступности окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду для общественности.

Передача материалов ОВОС на государственную экологическую экспертизу

Утвержденный заказчиком окончательный вариант ОВОС в составе обосновывающей документации предоставляется на государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ).

Государственная экологическая экспертиза осуществляется Росприроднадзором, его территориальными органами и органами, уполномоченными высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.

В Постановлении Правительства РФ от 07.11.2020 № 1796 установлен порядок проведения государственной экологической экспертизы.

ГЭЭ подлежат конкретные объекты федерального и регионального уровней, определенные в соответствии со ст. 11 и 12 ФЗ № 174-ФЗ от 23.11.1995 «Об экологической экспертизе» (с изменениями и дополнениями).

После начала экспертизы ОВОС проводится ее проверка на комплектность. Если пакет документов собран полностью и верно оформлен, то заявитель в течение 7-ми рабочих дней со дня регистрации документов получает уведомление и счет на оплату экспертизы.

При некомплектности материалов заявитель в течение 30-ти рабочих дней комплектует и предоставляет необходимый пакет документов. После оплаты экспертизы ее подтверждение отправляется в Росприроднадзор, где издается приказ о начале процедуры экологической экспертизы.

Согласно закону об экологической экспертизе № 174, статья 11, объектами, подлежащими ГЭЭ, является проектная документация следующих объектов:

  • объектов капитального строительства (ОКС), которые будут строить в границах ООПТ федерального значения (за некоторым исключениями);
  • уникальных сложных ОКС, оборонных объектов в границах ООПТ регионального и местного значения;
  • объектов утилизации ТКО для получения энергии, объектов обезвреживания и размещения отходов, проекты рекультивации земель, использованных для свалок;
  • искусственных земельных участков на воде;
  • проекты ликвидации горных выработок с использованием отходов чермета;
  • ОКС I категории (за некоторыми исключениями);
  • проекты АЗС, складов ГСМ в границах водоохранных зон на территории портов, инфраструктуры внутренних водных путей, объектов ФСБ, объектов энергообеспечения Калининградской области;
  • ОКС, строящихся в границах Байкальской природной территории (за некоторыми исключениями);
  • ОКС, строящихся в Арктической зоне Российской Федерации (за некоторыми исключениями);
  • спецхранилищ агрохимикатов в границах водоохранных зон на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос.

Кроме того, государственной экологической экспертизе подлежат объекты, которые уже имеют положительное заключение ГЭЭ, но произошли изменения, доработки проекта, либо объект построен с отклонениями от изначального проекта, либо срок действия положительного заключения ГЭЭ истек.

Срок проведения ГЭЭ

Срок ГЭЭ определяется приказом Росприроднадзора. Он не должен превышать 2 месяца и может быть продлен на 1 месяц по заявлению заказчика, если иное не предусмотрено федеральными законами. Росприроднадзор (экспертная комиссия) составляет календарный план проведения экспертизы.

Руководитель и ответственный секретарь экспертной комиссии обеспечивают соблюдение процедуры проведения государственной экологической экспертизы в соответствии с требованиями законодательства об экологической экспертизе и организуют подготовку сводного заключения экспертной комиссии.

Заказчик и (или) его представители вправе присутствовать на заседаниях экспертной комиссии, докладывать о характере намечаемой деятельности, а также представлять пояснения и дополнения по объекту экспертизы.

Заключение, подготовленное экспертной комиссией, должно содержать обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) материалов, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды. ГЭЭ считается завершенной после утверждения заключения, подготовленного экспертной комиссией, приказом Росприроднадзора.

Штрафы и ответственность

Ответственность за отсутствие проекта ОВОС предусмотрена ст. 8.1. и 8.4. КоАП РФ №195-ФЗ от 30.12.2001 г.

Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов

Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства — влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан – от 1 000 до 2 000 рублей;
  • на должностных лиц – от 2 000 до 5 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 20 000 до 100 000 рублей.

Статья 8.4. Нарушение законодательства об экологической экспертизе

Часть 1. Невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан – от 1 500 до 2 000 рублей;
  • на должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей.

Часть 2. Осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, — влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан – от 2 000 до 2 500 рублей;
  • на должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на юридических лиц – от 50 000 до 150 000 рублей.

Стоимость разработки

Стоимость разработки проекта нормативов допустимых сбросов зависит от количества выпусков сточных вод и других факторов: информация о наблюдении за качеством сбрасываемых сточных вод, информация о качестве природной воды водного объекта для определения фоновых концентраций веществ, гидрологическая характеристика водного объекта в точке сброса. 

Если вам требуется разработка раздела ОВОС, специалисты НПИ «1 Экологический» готовы предоставить комплексное сопровождение или выполнить отдельные этапы работы. Для получения дополнительной информации обращайтесь по телефону +7-961-458-41-61, электронной почте mail@1npi.ru или через форму обратной связи и мы свяжемся с Вами в кратчайшие сроки.

При разработке раздела ОВОС осуществляется предварительная бесплатная консультация. На основании полученных данных определяются стоимость выполнения работы и срок разработки. Индивидуальный подход к каждому клиенту.

Для более точного определения цены рекомендуем заполнить следующую форму — опросный лист на разработку раздела ОВОС. Заполненный опросный лист высылайте на электронный адрес — mail@1npi.ru.

Если для заключения договора вам требуется проведение аукционной или тендерной процедуры, мы предлагаем профессиональные услуги по подготовке технического задания (ТЗ) и закупочной документации, обеспечивая соответствие требованиям законодательства и отраслевых стандартов. Наши специалисты разрабатывают детализированные и обоснованные документы, которые помогают провести закупочные процедуры эффективно и прозрачно. Мы учитываем все технические, экономические и правовые аспекты, чтобы минимизировать риски и оптимизировать условия контракта для заказчика.

Наши работы по разработке раздела ОВОС

Наша команда специалистов выполняет полный комплекс работ по разработке раздела ОВОС, включая детальную оценку воздействия объекта на окружающую среду и здоровье населения, выполняем расчеты рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и определяем оптимальные размеры СЗЗ в соответствии с санитарными требованиями.

Особое внимание уделяем разработке мероприятий по снижению негативного воздействия, включая предложения по озеленению, организации санитарных разрывов и внедрению природоохранных технологий. Наши специалисты готовят полный пакет документации для согласования в Роспотребнадзоре и других контролирующих органах.

Благодаря использованию современных методик расчета и актуального программного обеспечения, мы помогаем предприятиям обосновать оптимальные размеры СЗЗ, минимизировать площадь отводимых территорий и обеспечить соответствие санитарным нормам и правилам.

Наши клиенты:

  • ООО НТЦ «Вектор», 2018 год;
  • ООО «Меридиан-Юг», 2021 год;
  • ООО «Азимут», 2023 год;
  • ООО «Став Грант Строй», 2025 год.

Нормативная документация

  1. Приказ Минприроды РФ от 1 декабря 2020 года № 999 «Об утверждении требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду»;
  2. Ст. 49 «Градостроительного кодекса РФ» от 29.12.2004 № 190;
  3. Ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 г № 7 «Об охране окружающей среды»;
  4. Федеральный закон № 174 от 23.11.1995 «Об экологической экспертизе»;
  5. Постановление Правительства РФ от 07.11.2020 № 1796 «Об утверждении Положения о проведении государственной экологической экспертизы»;
  6. «Руководство по проведению оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) при выборе площадки, разработке технико-экономических обоснований и проектов строительства (реконструкции, расширения и технического перевооружения) хозяйственных объектов и комплексов» (утв. 12.02.1992).