© 2025 НПИ «1 Экологический»

Ответим на звонок в любое время
Работаем во всех регионах России

Рекультивация нарушенных земель

Рекультивация нарушенных земель

Рекультивация – это комплекс мероприятий, направленных на восстановление нарушенных земель и природных объектов.

Проект рекультивации (консервации) земель – это документ, который содержит описание нарушенных земель, площадь и характер загрязнения, меры по восстановлению и меры, препятствующие дальнейшей деградации земель.

Цель проекта рекультивации — восстановить земли до состояния, пригодного для их использования по целевому назначению.

Консервация земель проводится в случае, если негативное воздействие на земли привело к их деградации в такой степени, что осуществление хозяйственной деятельности и устранение таких последствий в течение 15 лет с помощью рекультивации невозможно.

Цель консервации — временно изъять земли из оборота с целью прекратить развитие процессов деградации почв.

Проект составляется лицами, которые непосредственно осуществили загрязнение участка, либо их деятельность привела к деградации земли.

Условия проведения рекультивации/консервации:

  • при загрязнении почвы;
  • при нарушении/уничтожении верхнего слоя почвы (при строительных, взрывных и других работах, подразумевающих повреждение поверхностного почвенного слоя);
  • после аварий или инцидентов, повлёкших загрязнение почвы;
  • при капитальном строительстве или реконструкции объектов негативного воздействия на окружающую среду;
  • при ухудшении качества земель, используемых для сельского хозяйства;
  • для проектов добычи полезных ископаемых подземным или открытым способом;
  • для проектов прокладки трубопроводов или газопроводов;
  • если содержание в почве химических веществ и микроорганизмов не соответствует нормативам качества охраны окружающей среды, показателям плодородности почвы либо законодательству об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения (в зависимости от категории нарушенных земель).

Деградация земель — это совокупность процессов, которые приводят к ухудшению свойств и утрате плодородия почвенного покрова.

Выделяют следующие наиболее распространенные типы деградации:

  • технологическая (в результате использования земельного участка)
  • эрозия
  • засоление
  • заболачивание
  • загрязнение
  • опустынивание
Крайней степенью деградации почв является уничтожение почвенного покрова.

ОВОС – оценка воздействия на окружающую среду. Проект нужен для строящегося или реконструируемого объекта. ОВОС оценивает, как строительство может навредить окружающей среде, в том числе и почве. В связи с этим, в проект включается раздел «рекультивация земли». Если при оценке выясняется, что вред почве нанесен не будет, рекультивацию не включают в состав проекта.

Проведение ОВОС предусмотрено ст. 32. ФЗ «Об охране окружающей среды» N 7-ФЗ.

Виды экономической деятельности, при которых проект рекультивации разрабатывается на этапе строительства либо подготовке к строительству:

  1. Хранение, захоронения отходов (Полигоны, хвостохранилища), подробнее о рекультивации объектов размещения отходов, полигонов ТКО, ТБО и несанкционированных свалок можно узнать в данной статье;
  2. Вырубка лесов (Лесодобывающие предприятия);
  3. При осуществлении добычи полезных ископаемых (открытым способом);
  4. При строительстве городов или микрорайонов;
  5. При строительстве гидросооружений;
  6. При проведении испытаний ядерного оружия;
  7. При строительстве подземных объектов: (шахты,хранилища, метрополитен);
  8. При прокладке трубопроводов.

Проблема истощения почвенных ресурсов стоит очень остро, особенно в регионах, где практикуется интенсивное сельское хозяйство. Для определения физико-химических показателей почвы и степени ее деградации, необходимо провести лабораторные замеры. Желательно проводить исследования не только 30 см. верхнего слоя, но и исследовать более глубокие почвы (до 1 м.).

При интенсивном использовании сельскохозяйственных угодий происходит уплотнение почвенного покрова, перенасыщение пестицидами и агрохимикатами (загрязнение), наблюдается снижение содержания азота, калия, фосфора, кальция и других химических элементов, влияющих на плодородие. Бесконтрольное внесение удобрений, в данном случае, может не только не улучшить ситуацию, но и привести еще к более тяжелым последствиям.

При условии, если показатели плодородности почвы не соответствуют нормам, необходимо проведение рекультивационных работ на основании проекта рекультивации земель.

Проект рекультивации: состав ПД

Проект рекультивации состоит из трех основных разделов: пояснительная записка, обоснование рекультивации земель и содержание объема работ по рекультивации.

В проекте рекультивации публикуется следующая информация:

  • О заказчике проекта рекультивации;
  • Характеристики окружающей среды;
  • Описание землеустройства предприятия (информация о владельцах земли и соседствующих собственниках);
  • Инвентаризация работ (описание состояния земель путем отчета о структуре ландшафтов и изучения техногенных образований);
  • Цели рекультивации (раздел содержит описание целей реализации проекта);
  • Описание состава и технологии рекультивационных работ;
  • Обоснование направлений рекультивационных работ (в разделе описывается метод рекультивации и доказывается целесообразность выбора определенного метода рекультивации);
  • Технические условия к рекультивации нарушенных земель;
  • Требования к ликвидации объектов и демонтажу оборудования;
  • Генеральный план проекта рекультивации;
  • Описание условий охраны труда при проведении рекультивационных работ;
  • Прогнозирование сроков восстановления почвы по результатам рекультивации земель;
  • Программа экологического контроля при проведении рекультивации;
  • Приложения к проекту (гидрохимические, агрохимические, биологические изыскания почвы).

В соответствии с Постановление № 800, проект рекультивации разрабатывается в следующем составе ПД:

«Пояснительная записка»

  • Описание исходных условий рекультивируемых земель, их площадь, месторасположение, степень и характер деградации земель;
  • Сведения об установленном целевом назначении земель и разрешенном использовании земельного участка, подлежащего рекультивации;
  • Сведения о нахождении земельного участка в границах территорий с особыми условиями.

«Эколого-экономическое обоснование рекультивации земель»

  • Экологическое и экономическое обоснование планируемых мероприятий и технических решений по рекультивации земель;
  • Описание требований к параметрам и качественным характеристикам работ по рекультивации земель

«Содержание, объемы и график работ по рекультивации земель»

  • Состав работ по рекультивации земель;
  • Описание последовательности и объема проведения работ по рекультивации земель;
  • Сроки проведения работ по рекультивации земель;
  • Планируемые сроки окончания работ по рекультивации земель.

Этапы разработки документации на проект рекультивации

В зависимости от целей, которые ставятся при рекультивации/консервации и в соответствии с назначением земель, различают следующие направления:

  • природоохранное направление;
  • рекреационное направление;
  • сельскохозяйственное направление;
  • растениеводческое направление;
  • сенокосно-пастбищное направление;
  • лесохозяйственное направление;
  • водохозяйственное направление.

Мероприятия в проекте рекультивации делятся на 2 этапа:

  1. Рекультивация техническая;
  2. Рекультивация биологическая.

Техническая часть рекультивации направлена, в первую очередь, на корректировку измененного антропогенного ландшафта и включает в себя следующие этапы:

  1. Планировка (выравнивание поверхности почвы);
  2. Формирование откосов;
  3. Снятие поверхностного слоя почвы;
  4. Нанесение плодородного слоя почвы;
  5. Устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений;
  6. Захоронение токсичных вскрышных пород;
  7. Возведение ограждений;
  8. Другие работы необходимые для предотвращения деградации земель.

Биологическая часть включает в себя мероприятия по восстановлению плодородия земель и возобновлению флоры и фауны, такие как:

  1. Очищение почв (путём применения технологии растениеводства);
  2. Поддержание имеющейся растительности;
  3. Культивирование новой растительности.

Биологическая рекультивация направлена на очищения почв, укрепление верхнего слоя почвы корневой системой растений, а также на устранение факторов, способствующих возникновению ветровых и водных эрозий.

Проведение рекультивации согласно предписанию контролирующих органов

Нередко запросы на разработку проектов «приходят» в соответствии с предписаниями Росприроднадзора (чаще) или Россельхознадзора (реже).

Преимущественно, Росприроднадзор выписывает предписания на основании жалоб местных жителей либо общественных инспекторов. Загрязнение почвы, в большинстве случаев, трудно скрыть. Если загрязнение, например, пестицидами не видно невооруженным глазом, то разлив нефтепродуктов или несанкционированная свалка не только бросается в глаза, но зачастую, источает неприятный запах на сотню метров вокруг.

Необходимость проведения рекультивационных работ в данных случаях очевидна без проведения лабораторных исследований, поэтому предписание может быть выписано без проведения замеров, а доказательствами будут служить натурное обследование участка, показание свидетелей, фото и видео съемка места загрязнения.

Россельхознадзор также может выписать предписание на основании «видимого» загрязнения, но чаще прибегает к услугам лаборатории для выявления деградации почв. В этом случае, в качестве доказательств, выступают протокола замеров (исследований).

В случае получения предписаний от контролирующих органов, в течение 7 месяцев необходимо составить, согласовать и направить в уведомительном порядке в контролирующие органы проект рекультивации/консервации нарушенных земель.

Согласование и утверждение проекта рекультивации

Постановление Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 утвердило необходимость согласовывать проект рекультивации земель:

  • с собственником земельного участка (на территории которого планируется рекультивация земель);
  • с землепользователем земельного участка (например, с арендатором земли);
  • с исполнительным органом государственной власти и местного самоуправления. Для сельскохозяйственных земель это, как правило, Россельхознадзор, для лесного хозяйства — Министерство лесного хозяйства.

Кроме того, пунктом 8 «Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации» обозначена необходимость согласовывать проект рекультивации с собственниками земельных участков указанных земель.

Проект могут не согласовать в случае, если в проекте недостаточно или (и) необоснованно представлены мероприятия по рекультивации, если мероприятия не позволят достигнуть главной цели – это восстановление земли до состояния, пригодного для использования по целевому назначению.

Максимальный срок согласования – 20 рабочих дней со дня передачи проекта собственнику земельного участка.

Основные причины получения уведомления об отказе в согласовании:

  • мероприятия, предусмотренные проектом рекультивации, не обеспечат соответствие качеств земель требованиям, предусмотренным законодательством;
  • мероприятия, предусмотренные проектом консервации земель, не обеспечат достижение целей уменьшения степени деградации земель, предотвращения их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду;
  • представлен проект консервации земель, в отношении которых можно провести рекультивацию в течение 15 лет;
  • площадь рекультивации не совпадает с фактической;
  • раздел «Пояснительная записка» (содержащий исходные сведения о рекультивируемых землях) содержит недостоверные сведения;
  • несогласие с целевым назначением и разрешенным использованием земель после их рекультивации, если такое целевое назначение не соответствуют целевому назначению, установленным до проведения рекультивации.

В уведомлении об отказе в согласовании проекта рекультивации/консервации земель, указываются все основания для отказа и рекомендации по доработке проекта.

После устранения причин отказа проект представляются на повторное согласование в срок не позднее чем 3 месяца со дня поступления заявителю уведомления об отказе в согласовании.

После того, как проект согласован, его нужно направить в уведомительном порядке в:

  • В Россельхознадзор – если проект предназначался для земель сельхоз назначения;
  • В орган Росприроднадзора – во всех других случаях.

Необходимо направить копию проекта рекультивации/консервации с уведомлением о согласовании в Россельхознадзор либо в Росприроднадзор не позднее чем 30 календ. дней со дня согласования.

Направить документы можно тремя способами:

  1. Передать лично, на бумажном носителе;
  2. Направить почтой;
  3. В форме электронных документов с помощью сети «Интернет».

По завершении работ по рекультивации/консервации земель, лицом, обеспечившим проведение мероприятий, подписывается акт о рекультивации земель.

Акт должен содержать:

  1. Сведения о проведенных работах по рекультивации/консервации земель;
  2. Данные о состоянии земель, в том числе о физических, химических и биологических показателях состояниях почвы, определенных по итогам проведения замеров, сведения о соответствии таких показателей требованиям.

Обязательным приложением к акту являются:

  • копии договоров с подрядными и проектными организациями в случае, если работы по рекультивации/консервации земель выполнены такими организациями полностью или частично, а также акты приемки выполненных работ;
  • финансовые документы, подтверждающие закупку материалов, оборудования и материально-технических средств.

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня подписания акта, лицо, обеспечивающие проведение рекультивации или консервации земель, направляет уведомление о завершении работ по рекультивации или консервации земель с приложением копии указанного акта лицам, с которыми проект рекультивации земель подлежит согласованию, а также в федеральные органы исполнительной власти.

В случае если проектом рекультивации земель предусмотрено поэтапное проведение работ, составляется акт о завершении работ по рекультивации земель каждого этапа.

Штрафы и ответственность

Несоблюдение требований к рекультивации ОНВОС влечет за собой административную и даже уголовную ответственность.

Административные штрафы (КоАП РФ, ст. 8.6, 8.7)

  • Для юридических лиц – от 200 000 до 400 000 руб.
  • Для должностных лиц – от 20 000 до 50 000 руб.
  • Для ИП – от 50 000 до 100 000 руб.

Уголовная ответственность (УК РФ, ст. 246, 247)

  • Причинение вреда здоровью или экологии – штраф до 500 000 руб. или лишение свободы до 5 лет.
  • Массовая гибель животных или растений – до 7 лет лишения свободы.

Дополнительные санкции

  • Приостановка деятельности;
  • Взыскание ущерба.

Кроме штрафов, нарушитель обязан провести рекультивацию за свой счет и возместить ущерб природе.

Актуальную информацию о штрафах можно уточнить на сайте Росприроднадзора.

Стоимость разработки

Стоимость разработки проекта нормативов допустимых сбросов зависит от количества выпусков сточных вод и других факторов: информация о наблюдении за качеством сбрасываемых сточных вод, информация о качестве природной воды водного объекта для определения фоновых концентраций веществ, гидрологическая характеристика водного объекта в точке сброса. 

Если вам требуется проект ликвидации ОНВОС, специалисты НПИ «1 Экологический» готовы предоставить комплексное сопровождение или выполнить отдельные этапы работы. Для получения дополнительной информации обращайтесь по телефону +7-961-458-41-61, электронной почте mail@1npi.ru или через форму обратной связи и мы свяжемся с Вами в кратчайшие сроки.

При разработке документации проект ликвидации ОНВОС осуществляется предварительная бесплатная консультация. На основании полученных данных определяются стоимость выполнения работы и срок разработки. Индивидуальный подход к каждому клиенту.

Для более точного определения цены рекомендуем заполнить следующую форму — опросный лист на проект ликвидации ОНВОС. Заполненный опросный лист высылайте на электронный адрес — mail@1npi.ru.

Если для заключения договора вам требуется проведение аукционной или тендерной процедуры, мы предлагаем профессиональные услуги по подготовке технического задания (ТЗ) и закупочной документации, обеспечивая соответствие требованиям законодательства и отраслевых стандартов. Наши специалисты разрабатывают детализированные и обоснованные документы, которые помогают провести закупочные процедуры эффективно и прозрачно. Мы учитываем все технические, экономические и правовые аспекты, чтобы минимизировать риски и оптимизировать условия контракта для заказчика.

Наши работы по разработке раздела ООС

Наша команда специалистов выполняет полный комплекс работ по разработке раздела ООС, включая детальную оценку воздействия объекта на окружающую среду и здоровье населения, выполняем расчеты рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и определяем оптимальные размеры СЗЗ в соответствии с санитарными требованиями.

Особое внимание уделяем разработке мероприятий по снижению негативного воздействия, включая предложения по озеленению, организации санитарных разрывов и внедрению природоохранных технологий. Наши специалисты готовят полный пакет документации для согласования в Роспотребнадзоре и других контролирующих органах.

Благодаря использованию современных методик расчета и актуального программного обеспечения, мы помогаем предприятиям обосновать оптимальные размеры СЗЗ, минимизировать площадь отводимых территорий и обеспечить соответствие санитарным нормам и правилам.

Наши клиенты:

  • ООО НТЦ «Вектор», 2018 год;
  • ООО «Меридиан-Юг», 2021 год;
  • ООО «Азимут», 2023 год;
  • ООО «Став Грант Строй», 2025 год.

Нормативная документация

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 г. № 800
  2. Земельный кодекс Российской Федерации
  3. Лесной кодекс Российской Федерации
  4. Методические указания МУ 2.1.7.730-99 «Гигиеническая оценка качества почвы населенных мест»
  5. Приказ МПР и экологии РФ № 417 от 07.07.2020 г. » Об утверждении правил использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добыче полезных ископаемых и перечня случаев использования лесов в целях осуществления геологичесого изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых без предоставления лесного участка с установлением и без установления сервитута.
  6. МПР и экологии РФ № 864 от 16.11.2021 года Об утверждении состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требования й формату проекта освоения лесов в форме электронного документа.
  7. ГОСТ Р 59057-2020 Охрана окружающей среды. Земли. Общие требования по рекультивации нарушенных земель.
  8. ГОСТ Р 59060-2020 Классификация нарушенных земель в целях рекультивации.
  9. ГОСТ Р 57446-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Наилучшие доступные технологии. Рекультивация нарушенных земель и земельных участков. Восстановление биологического разнообразия»
  10. ГОСТ 17.5.1.03-86 Охрана природы (ССОП). Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации земель
  11. Постановление правительства РФ № 1081 от 30.06.2021 Положение о федеральном государственном земельном контроле (надзоре).
  12. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (п. 2 ст. 38)
  13. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021)