© 2025 НПИ «1 Экологический»

Ответим на звонок в любое время
Работаем во всех регионах России

Рекультивация и ликвидация объектов накопления отходов без прохождения ГЭЭ

Рекультивация и ликвидация объектов накопления отходов без прохождения ГЭЭ

Ликвидация накопленного вреда окружающей среде (далее – НВОС) является одним из условий улучшения качества окружающей среды, комфортной и безопасной среды для жизни, что закреплено национальными целями согласно Указам Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Правовые основы в области ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде (далее — ОНВОС), в том числе в части их выявления, оценки и учета, а также организации работ по ликвидации ОНВОС, установлены статьями 80.1 и 80.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон № 7-ФЗ).

В соответствии с изменениями в Законе № 7-ФЗ, в первую очередь производится инвентаризация ОНВОС органами власти, которая включает в себя следующие этапы:

  • выявление ОНВОС (осуществляется органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления путем сбора, обработки и анализа сведений о территориях, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность);
  • обследование и оценка выявленных объектов (согласно положениям статей 80.1 и 80.2 Закона № 7-ФЗ осуществляется органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления в соответствии с порядком, который также утверждается Правительством РФ).

По окончании инвентаризации, в зависимости от уровня финансирования (федеральный, региональный или местный бюджет), порядок ликвидации ОНВОС отличается.

При ликвидации ОНВОС за счет средств федерального бюджета, в соответствии с п. 1 ст. 80.2 Закона № 7-ФЗ ликвидация НВОС осуществляется только на ОНВОС, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее — ГРОНВОС).

После включения в ГРОНВОС производится ликвидация НВОС, которая включает в себя проведение необходимых обследований, разработку проекта ликвидации накопленного вреда окружающей среде (далее — проект ликвидации) и его утверждение, проведение ликвидации НВОС в соответствии с таким проектом.

В соответствии с изменениями в Федеральном законе от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», проект ликвидации добавлен в число объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня (состав проекта ликвидации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2023 г. № 2323).

Кроме того, в отношении проектов ликвидации производится процедура проверки достоверности определения сметной стоимости (если такой проект не подлежит государственной экспертизе проектной документации).

При ликвидации ОНВОС за счет средств регионального или местного бюджета, возможно проведение работ без включения в ГРОНВОС и прохождения экспертиз.

На основании инвентаризации, разрабатывается проект ликвидации и сметная документация, не требующие прохождения экспертиз. Далее производятся работы по ликвидации ОНВОС без наблюдения и надзора со стороны федерального надзорного органа.

Таким образом, проведение работ за счет средств регионального или местного бюджета, позволяет в несколько раз сократить сроки и стоимость проведения ликвидации ОНВОС.

Проект ликвидация ОНВОС: состав ПД

Проект ликвидации ОНВОС должен содержать следующие разделы:

Раздел «Пояснительная записка и эколого-экономическое обоснование ликвидации накопленного вреда», включающий:

  • описание объекта, его площадь, месторасположение, сведения о границах объекта в виде схематического изображения на кадастровом плане территории (на выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости) или выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в случае, если границы объекта совпадают с границами земельного участка, а также информацию о правообладателях объекта (земельного участка, объекта капитального строительства, водного объекта);
  • информацию о компонентах природной среды, на которые оказывает негативное воздействие объект, степень такого воздействия (наличие на территориях, на объектах капитального строительства загрязняющих веществ, в том числе радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), концентрация которых превышает установленные нормативы качества окружающей среды и (или) санитарно-гигиенические нормативы, включая предельно допустимые концентрации химических веществ в водах водных объектов, атмосферном воздухе, почве);
  • информацию о классификационных признаках (происхождение, состав, агрегатное и физическое состояние) и классе опасности отходов, расположенных на объекте;
  • сведения о нахождении объекта в границах Арктической зоны Российской Федерации, центральной экологической зоны Байкальской природной территории, особо охраняемых природных территорий, а также в границах первой — шестой подзон приаэродромной территории, в границах водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы, охранной зоны особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы), округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, рыбохозяйственной заповедной зоны;
  • информацию о количестве населения, проживающего на территории, окружающая среда на которой может быть подвержена негативному воздействию объекта;
  • обоснование планируемых мероприятий и наилучшие доступные технологии, а в случае их отсутствия — технологии, являющиеся экономически эффективными и не превышающими нормативы допустимого воздействия на окружающую среду;
  • описание требований к параметрам и качественным характеристикам мероприятий по ликвидации накопленного вреда;
  • обоснование достижения нормативов качества окружающей среды, гигиенических нормативов, обеспечения соответствия строительным нормам и правилам состояния земель по окончании работ по ликвидации накопленного вреда.

Раздел «Содержание, объемы и график ликвидации накопленного вреда», включающий:

  • результаты обследования объекта, которое проводится в объеме, необходимом для обоснования состава мероприятий по ликвидации накопленного вреда, в том числе почвенные и иные полевые обследования, а также лабораторные исследования;
  • состав мероприятий по ликвидации накопленного вреда в объемах, необходимых для достижения нормативов качества окружающей среды, гигиенических нормативов, обеспечения соответствия строительным нормам и правилам;
  • последовательность и объем проведения мероприятий по ликвидации накопленного вреда;
  • сроки проведения мероприятий по ликвидации накопленного вреда с разбивкой по этапам проведения отдельных видов работ, в том числе график ликвидации накопленного вреда (помесячный);
  • планируемые сроки окончания сдачи работ по ликвидации накопленного вреда;
  • порядок осуществления заказчиком контроля за выполнением работ по ликвидации накопленного вреда, а также контроля за привлечением исполнителем к выполнению контракта субподрядчиков и сроками выполнения такого контракта.

Раздел «Сметные расчеты затрат на проведение ликвидации накопленного вреда», включающий:

  • сводку затрат (при необходимости);
  • локальные сметные расчеты;
  • объектные сметные расчеты;
  • сметные расчеты на отдельные виды затрат;
  • сводный сметный расчет стоимости работ с приложением пояснительной записки.

В случае если при ликвидации накопленного вреда планируются работы по рекультивации земель или консервации земель, в проект ликвидации включается раздел «Рекультивация (консервация) земель», который разрабатывается в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».

Этапы разработки документации на проект ликвидации ОНВОС

На первом этапе разработки документации на ликвидацию ОНВОС проводится комплекс инженерных изысканий, включающий в себя:

  • инженерно-геодезические изыскания;
  • инженерно-геологические изыскания;
  • инженерно-гидрометеорологические изыскания;
  • инженерно-экологические изыскания.

Инженерные изыскания позволяют оценить степень нанесенного окружающей среде ущерба и выявить, какими именно опасными веществами она загрязнена.

При ограниченном финансировании в рамках проведения исследований аккредитованной лабораторией берутся только пробы воздуха, почвы, подземных и поверхностных вод для оценки уровня их загрязнения, без проведения всего комплекса инженерных изысканий.

На втором этапе разрабатывается проектная документация на ликвидацию ОНВОС. Проект ликвидации детально описывает 2 этапа восстановления земель:

  • технический этап;
  • биологическую этап.

В рамках технического этапа разрабатываются и проектируются все строительные и технологические мероприятия, направленные на реализацию следующих задач:

  • сооружение защитных экранов, защищающих поверхность и основание полигона;
  • сбор, очистка и утилизация биогаза;
  • сбор и обработка фильтрата;
  • сбор и обработка поверхностных сточных вод

Также в рамках технического этапа может быть рассмотрен вариант ликвидации объекта накопления отходов с полным вывозом всего массива на действующий объект размещения отходов (полигон ТКО).

Биологический этап включает в себя целый комплекс сначала агротехнологических, а потом – и фитомелиоративных работ. Именно эта фаза восстанавливает пострадавшие земли на практике, но без качественной реализации предыдущего пункта рекультивации (инженерно-технического) он был бы абсолютно невозможен. Биологическое восстановление земли включает такие работы:

  • подготовка грунта;
  • выбор наиболее подходящего посадочного материала;
  • посев отобранных растений.

Штрафы и ответственность

Несоблюдение требований к ликвидации ОНВОС влечет за собой административную и даже уголовную ответственность.

Административные штрафы (КоАП РФ, ст. 8.6, 8.7)

  • Для юридических лиц – от 200 000 до 400 000 руб.
  • Для должностных лиц – от 20 000 до 50 000 руб.
  • Для ИП – от 50 000 до 100 000 руб.

Уголовная ответственность (УК РФ, ст. 246, 247)

  • Причинение вреда здоровью или экологии – штраф до 500 000 руб. или лишение свободы до 5 лет.
  • Массовая гибель животных или растений – до 7 лет лишения свободы.

Кроме штрафов, нарушитель обязан провести ликвидацию ОНВОС за свой счет и возместить ущерб природе.

Актуальную информацию о штрафах можно уточнить на сайте Росприроднадзора.

Стоимость разработки

Стоимость разработки проекта нормативов допустимых сбросов зависит от количества выпусков сточных вод и других факторов: информация о наблюдении за качеством сбрасываемых сточных вод, информация о качестве природной воды водного объекта для определения фоновых концентраций веществ, гидрологическая характеристика водного объекта в точке сброса. 

Если вам требуется проект ликвидации ОНВОС, специалисты НПИ «1 Экологический» готовы предоставить комплексное сопровождение или выполнить отдельные этапы работы. Для получения дополнительной информации обращайтесь по телефону +7-961-458-41-61, электронной почте mail@1npi.ru или через форму обратной связи и мы свяжемся с Вами в кратчайшие сроки.

При разработке документации проект ликвидации ОНВОС осуществляется предварительная бесплатная консультация. На основании полученных данных определяются стоимость выполнения работы и срок разработки. Индивидуальный подход к каждому клиенту.

Для более точного определения цены рекомендуем заполнить следующую форму — опросный лист на проект ликвидации ОНВОС. Заполненный опросный лист высылайте на электронный адрес — mail@1npi.ru.

Если для заключения договора вам требуется проведение аукционной или тендерной процедуры, мы предлагаем профессиональные услуги по подготовке технического задания (ТЗ) и закупочной документации, обеспечивая соответствие требованиям законодательства и отраслевых стандартов. Наши специалисты разрабатывают детализированные и обоснованные документы, которые помогают провести закупочные процедуры эффективно и прозрачно. Мы учитываем все технические, экономические и правовые аспекты, чтобы минимизировать риски и оптимизировать условия контракта для заказчика.

Наши работы по разработке раздела ООС

Наша команда специалистов выполняет полный комплекс работ по разработке раздела ООС, включая детальную оценку воздействия объекта на окружающую среду и здоровье населения, выполняем расчеты рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и определяем оптимальные размеры СЗЗ в соответствии с санитарными требованиями.

Особое внимание уделяем разработке мероприятий по снижению негативного воздействия, включая предложения по озеленению, организации санитарных разрывов и внедрению природоохранных технологий. Наши специалисты готовят полный пакет документации для согласования в Роспотребнадзоре и других контролирующих органах.

Благодаря использованию современных методик расчета и актуального программного обеспечения, мы помогаем предприятиям обосновать оптимальные размеры СЗЗ, минимизировать площадь отводимых территорий и обеспечить соответствие санитарным нормам и правилам.

Наши клиенты:

  • ООО НТЦ «Вектор», 2018 год;
  • ООО «Меридиан-Юг», 2021 год;
  • ООО «Азимут», 2023 год;
  • ООО «Став Грант Строй», 2025 год.

Нормативная документация

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  3. Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
  6. Приказ Госкомэкологии России от 16 мая 2000 года N 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации».
  7. 51.13330.2011 Защита от шума. Актуализированная редакция СНиП 23-03-2003.
  8. Сборник разъяснений по применению сборника цен и справочников базовых цен на проектные работы для строительства (Вопросы и ответы). Москва 2009.